К обложке

 

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

 

 ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

История Европы

Автор: Норман Дэвис (Norman Davies), заслуженный профессор Лондонского университета, почетный член совета Wolfson College (Оксфорд).

Автор — человек редкой эрудиции. Не может не удивить глубина его суждений о музыке, живописи, театре, литературе, поэзии разных эпох и стран. Норман Дэвис — знаток древних и современных языков, полиглот, тонкий переводчик и вместе с тем — азартный спортивный болельщик. Все его таланты и пристрастия нашли отражение в широкомасштабном повествовании, воссоздающем жизнь, обычаи и нравы давно ушедших и близких нам племен, народов, наций. В общей канве текста немало вставок — литературных картинок, зарисовок, анекдотов, миниатюр. Удивительно интересные, смешные, парадоксальные сюжетно, они конкретизируют и дополняют общее повествование, акцентируя внимание на том, что сохранила историческая память народов, не избегая эпизодов смешных и ужасных, анекдотичных, парадоксальных и страшных, шокирующих и ободряющих дух потомков. Мы привыкли к убеждению, что европейская история — солидная научная дисциплина, опирающаяся на знания и суждения о событиях прошлого, которые действительно имели место. И все же прошлое Европы можно лишь воссоздать в памяти, ухватить воображением, оживить мелькнувшими перед взором картинами, внезапно расслышанными тобой голосами. Но по сути прошлое вернуть нельзя. Поэтому эта книга лишь одна из бесчисленных историй Европы, которая могла быть написана. Она — плод того, что было увидено одной парой глаз, пропущено сквозь одно сознание и передано бумаге в соответствии с духом и характером одного человека. "История Европы" Нормана Дэвиса — своего рода мультимедийное издание на бумаге. В этой книге автор создает биографию западной части Евразии, описывая смену мировоззренческих ориентиров европейцев от мамонтов до Бориса Ельцина. В основном тексте регулярно встречаются выделенные жирным шрифтом ссылки на миниатюрные очерки, посвященные тем или иным аспектам человеческой жизнедеятельности (Богомилы, Боксеры, Воркута, Гетто). Ссылки эти напоминают интернетовские — "кликнуть" читатель может, обратившись к указателю в конце книги. Этот гипертекст, помимо того, осложнен подробными зарисовками о 12 днях, изменивших Европу — ими завершается каждая из глав, в которой описывается тот или иной исторический период. Дэвис выбирает яркие и неожиданные эпизоды на сломе двух эпох (Иван III венчается на царство, Наполеон прощается со своей гвардией перед изгнанием, Бернини создает чертежи площади Св. Петра в Ватикане), демонстрируя, что общие тенденции развития находят свое отражение в малейших частностях. Это искусное сопряжение глобальных проблем.   Если в 19 веке европейцы действительно считали свою родину центром мироздания, то сам Дэвис, женатый на дочери пострадавшего от немцев и русских коммунистов поляка, "сердцем Европы" называет Польшу. О ней он пишет с большей любовью, чем о родной Англии: Польша — это уникальное место пересечения различных культур, страна, которая могла бы расцвести,  если бы не одно "но" — ее восточный сосед. Двенадцать повествовательных разделов излагают последовательно историю Европы — от доисторических времен по сегодняшний день. Характер изложения меняется, как в объективе со сменным фокусом: от очень далекой перспективы первой главы, которая охватывает пять миллионов лет, до недавних событий, рассмотренных в главах XI и XII, посвященных XX веку в масштабе по одной странице на год. В каждой главе есть набор более конкретных капсул — картинок, как бы выхваченных при помощи телеобъектива и воссоздающих более мелкие темы, своеобразные островки на пути хронологического потока событий. Каждая глава завершается панорамным «снимком» всего континента с той или иной конкретной точки. Капсулы, которых в книге 301, призваны решить ряд задач. Они обращают внимание читателей на разнородность деталей, которым в ином случае не нашлось бы места среди обобщений и упрощений историографии, ориентированной на синтез в описании событий и явлений. Иногда ими вводятся темы, выходящие за границы основных разделов. Наконец, в них приводятся примеры разного рода курьезов, казусов и боковых течений, которые историк может легко упустить, если слишком серьезен в описании своего предмета. Но помимо они дают читателям возможность ознакомиться с богатейшим собранием новых методов, подходов и сфер современных исследований. В них примеры из почти 60 отраслей науки, которые распределены по главам и разделам с широчайшим разбросом тем, времен и предметов. Двенадцать глав соответствуют общепринятым канонам изложения европейской истории. Эта структура адекватна базовой хронологической и географической системе, в которую удачно вписываются важнейшие темы и проблемы. Они дифференцированы вокруг «истории фактов», среди которых: важнейшие политические силы, культурные течения, социально-экономические тенденции, позволяющие историкам дифференцировать огромный свод фактов на отдельные, доступные для охвата (хотя порой и искусственно вычлененные) единицы. Хронологический акцент приходится на Средневековый период и Новое время, когда впервые удается распознать то, что мы определяем как европейское сообщество. Географически книгой в одинаковой степени охвачены все части Европейского Полуострова: от Атлантики до Урала: север, восток, запад, юг и центр.В книге Дэвиса размышления о прошлом внутренне связаны с поисками ответов на вопросы о будущей судьбе этой части планеты. Чтобы определить логику и направления сложнейших и неоднозначных процессов на огромном пространстве, автор не обходит ни одного узлового, значимого события, ни единой мало-мальски важной географической территории. Все предстает живо и ярко: мир и война, расколы и объединения, союзы, взаимовлияния и отторжения народов, племен и стран.

Ссылки на другие сайты с материалами о европейской цивилизации

General Western Civilization Sites (на английском языке)

История России (Без просоветских искажений)

 

Эта книга представляет сжатую историю западного мировоззрения от древних греков до постмодернистов. Автор поставил цель в пределах одного тома последовательно изложить эволюцию западной мысли и ее менявшихся представлений о действительности. Новый свет на эту поражающую воображение эволюцию пролили последние открытия в таких областях знания, как философия, глубинная психология, религиоведческие исследования, история науки. Эти достижения во многом повлияли на историческое изложение и обогатили его; в конце своей книги я опирался на них же, чтобы показать новые перспективы понимания интеллектуальной и духовной истории европейской культуры.


Реале Джованни, Антисери Дарио  Западная философия от истоков до наших дней. Том 1-4

Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии. Авторы в доступной форме показали процесс формирования научных идей от античности до нашего времени; суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры.

Р. Браг  Европа- римский путь

Книга “Европа, римский путь” написана именно историком философии, профессором Сорбонны, который время от времени преподает и в других европейских университетах. Реми Браг (1947 г.р.) является одним из лучших французских медиевистов, он великолепно знает не только античную философию и труды средневековых схоластов — ивритом и арабским он владеет не хуже большинства филологов-специалистов, поскольку в средние века важные труды писались не только на латыни (с арабского он перевел несколько трудов Маймонида).   Брага от большинства парижских философов отличает еще одно немаловажное обстоятельство — он является католиком и не скрывает этого.

 

А. Безансон РОССИЯ — ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАНА?

Ален Безансон, французский политолог, историк социологии и философии, специалист по истории России и СССР, профессор Высшей школы общественных наук в Париже, считает, что гитлеровский нацизм и коммунизм - в равной мере преступные системы. Обе допустили массовые преступления и геноцид. Обе растлевали миллионы людей. Однако историческая память относится к ним по-разному. Если о преступлениях фашизма все время напоминают, то о преступлениях коммунизма в большинстве стран, вышедших из коммунизма, пожалуй, забывают, а о наказании ответственных за убийства, заключение в тюрьмах, разорение и одурманивание двух или трех поколений - не было и речи. Откуда берется асимметрия в отношении к нацизму и коммунизму? -спрашивает А. Безансон. И приводит семь причин.

Во-первых, нацизм более известен, так как союзники настежь раскрыли "шкаф с трупами", к тому же западные общества на себе испытали зверства, совершенные гитлеровцами. Советский же ГУЛАГ и китайские лагеря „лаогай" - это нечто отдаленное и весьма туманное.

Во-вторых, обязанность напоминать о преступлениях нацизма взял на себя еврейский народ. Человечество должно быть благодарно евреям за то, что геноцид, учиненный фашистами, не был предан забвению, - пишет Безансон.

В-третьих, нацизм и коммунизм были ошибочно помещены на противоположных полюсах магнитного поля - правом и левом. Многие интеллектуалы причислили коммунизм к левым силам, приняв видимость и коварство лозунгов идеологов коммунизма за действительность. Корни же нацизма усматривались в правой идеологии. А между тем, итальянский и германский фашизм корнями уходят в левую демагогию.

В-четвертых, военный союз демократических государств с Советским Союзом во время войны против гитлеровской Германии ослабил защиту Запада от коммунизма и породил своего рода интеллектуальную блокаду. Демократические страны понесли тяжелые жертвы во имя победы над Гитлером. Потом же у них не хватило сил для того, чтобы остановить советский режим, и, наконец, стремясь сохранить равновесие, они помогли ему удержаться.

В-пятых, крупнейшим достижением советских идеологов было то, что они распространили и навязали свою систему классификации политических режимов: социализм противопоставили капитализму, причем социализм отождествлялся ими с советским строем.

В-шестых, слабость групп людей, способных сохранить память о коммунизме. Нацизм господствовал в течение 12 лет, в то время как европейский коммунизм просуществовал 50-70 лет. За это продолжительное время общество было сокрушено, элиты постепенно уничтожены, подвержены перевоспитанию. Господствовали обман, предательство, нравственное растление. Большинство самостоятельно мыслящих людей было лишено возможностей ознакомиться со своей историей и потеряло способность анализа. После распада тоталитарной системы труднее всего возродить нравственные принципы и интеллектуальные способности. Германия была в более выгодном положении, чем постсоветская Россия: у Гитлера не хватило времени на то, чтобы уничтожить гражданское общество.

В-седьмых, амнезия, с которой мы имеем дело в случае коммунизма, приводит к тому, что чрезмерной остается память о нацизме (и наоборот). А между тем хорошей, честной памяти достаточно, чтобы осудить обе системы.

На наших глазах создается лживая история; было бы плохо, если бы мы именно такую историю передали будущим поколениям, - пишет А. Безансон в заключение своей статьи "Память и забвение" во французском журнале "Коммантер"

Европейский Союз

Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства” (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе).

Для вступления в состав Европейского Союза необходимо, кроме того, наличие в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, и осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привести внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту - евро - и укрепить роль Союза в мире.

Основные декларированные цели Союза:

Введение европейского гражданства

Обеспечение свободы, безопасности и законности

Содействие экономическому и социальному прогрессу

Укрепление роли Европы в мире


Гимн Европейского Союза - ''Ода радости'': фрагмент девятой симфонии Людвига Ван Бетховена 

Полезные ссылки

Web site Европейского Союза

Европейская комиссия

Европейский фонд подготовки кадров

Европейский центр развития профессиональной подготовки (Cedefop)

Информационная сеть по образованию EURYDICE-The information network on education in Europe

Европейское Агентство  по образованию, аудиовизуальной политики и культуре (EACEA)

ENIC and NARIC network   Директорат по Образованию Европейской Комиссии

 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ

 

2015 UNIVERSITY WEB RANKINGS | EUROPE

Вверх

Хостинг от uCoz